Метро в Москве горит регулярно, в предпоследний раз — буквально месяц назад, 5 мая. Почему это происходит? Где самые опасные станции? На что могут рассчитывать пострадавшие в подземке?

Дым коромыслом — транспортный коллапс в Московском метрополитене. Какие последствия может иметь банальное короткое замыкание, когда речь идет о главной транспортной системе мегаполиса?

Все произошло в утренний час пик. Со стороны могло показаться, как будто подземка просто не выдержала наплыва пассажиров и задымилась. Запах гари, дымовая завеса, тысячи людей бросились штурмовать эскалаторы в направлении выхода.

Первая информация о возгорании — примерно 8:17 по Москве. ЧП произошло на перегоне между станциями «Охотный ряд» и «Библиотека имени Ленина», движение поездов на этом промежутке тут же остановлено. Следом закрываются станции «Красные ворота», «Чистые пруды», «Лубянка», «Охотный ряд», «Библиотека имени Ленина» и «Кропоткинская». В 8:50 пожарные приступили к тушению, в 09:04 возгорание в тоннеле ликвидировано. Тем не менее, движение поездов от «Комсомольской» до «Парка Культуры» приостановлено. В 12:40 в метро снова появился дым, линию снова пришлось обесточить. Устранить это задымление удалось в 13:38. В 13:45 пустые поезда пошли в тестовом режиме. Движение с пассажирами было восстановлено только в 14:10.

Чтобы действительно понять, что такое задымление в метро, нужно иметь представление, хотя бы и очень усредненное, об объемах пассажиропотока. Сокольническая линия — одна из самых загруженных в московском метро, только за сутки через нее проходит более миллиона человек. Через станцию «Охотный ряд» — 145 тысяч человек, на станции «Библиотека имени Ленина» — 85 тысяч. Максимальная загрузка — в утренний час-пик, с 8 до 9 утра. На это время приходится десять процентов всех пассажиров, то есть порядка ста тысяч.

Понятно, что главная опасность в такой ситуации – потерять контроль над передвижением всех этих людей. Начнется паника, давка, и счет жертвам может пойти на сотни. В данном случае всего этого удалось избежать. Есть такой фактор, как духота, нехватка воздуха, особенно в зоне задымления. Сегодняшняя эвакуация прошла хорошо, были эвакуированы четыре с половиной тысячи человек примерно за 45 минут, то есть более ста человек в минуту. Так или иначе, совсем без пострадавших не обошлось.

Только в первые часы после аварии за помощью обратились 59 человек, из них 15 госпитализированы. Трое были доставлены в реанимацию. Главная проблема — отравление продуктами горения. Все пострадавшие могут рассчитывать на компенсацию.

По федеральному закону об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика, метрополитен обязан выплатить компенсации пострадавшим. Максимальная сумма — 300 тысяч рублей. Сумма напрямую зависит от срока лечения. 1-2 недели амбулаторно — это 40 тысяч рублей. Если пострадавший находится в стационаре — сто тысяч.

Любопытно, что дымится столичное метро уже не первый раз. Месяц назад прокуратура Московского метрополитена уже проводила проверку в связи с аналогичным ЧП. Тогда выговор объявили заместителю начальника службы тоннельных сооружений.

Только за последние шесть лет значительные задымления в московском метро наблюдались шесть раз. Чаще всего причиной было короткое замыкание. 27 марта 2010 года на Арбатско-Покровской линии из-за задымления в одном из поездов были эвакуированы более 600 человек, пострадавших не было. 26 октября 2011 года – пожар на Замоскворецкой линии, между станциями «Орехово» и «Царицыно». Эвакуированы около ста пассажиров, никто не пострадал. Очередной случай — 5 мая 2013 года имел место на Таганско-Краснопресненской линии, на перегоне между станциями «Выхино» и «Рязанский проспект». В зоне задымления оказались 300 человек, трое были госпитализированы. При такой статистике лишний раз поговорим о том, как организована система безопасности в метро.

В первую очередь, защита электрооборудования. Все кабели покрыты специальной негорючей оболочкой. Вагоны отделаны специальным составом — при горении он не выделяет токсичных веществ и дыма. Кроме того, там же система пожаротушения, которая установлена в нижней части салона. При срабатывании специальная жидкость направляется сразу с трех сторон.

Если возгорание происходит в тоннеле, то для тушения задействуется хозяйственный водопровод – правда, только после того, как будет снято напряжение с контактного рельса. Точные причины последнего ЧП еще предстоит выяснить, самые необычные версии уже появляются в Интернете. Блогосфера на аварию отреагировала чрезвычайно активно. С 9:00 каждую минуту появлялось более 50 сообщений о ситуации в метро.

Два ЧП за один день, уже три за месяц, под десятку только зарегистрированных за последние несколько лет. Почему метро дымится – этому вопросу теперь, по всей видимости, будет уделяться особое внимание. ГСУ по Москве сообщило о начале доследственной проверки.